2009-2010 уч.г.
- тема научно-методической работы находит своё отражение только в ходе уроков, но никак не перекликается с моей внеурочной деятельностью (участие в семинарах, конкурсах, конференциях). Возможно, имеет смысл рассмотреть проблему здоровьесбережения с точки зрения использования ИКТ на уроке;
- проблема "межкультурной коммуникации" нашла отражение в моей работе лишь эпизодически; хотелось бы более планомерного её рассмотрения и раскрытия в учебно-воспитательном процессе;
- я как учитель намного более активна, чем мои ученики. Следует чаще привлекать их к участию не только в школьных, н и во внешкольных мероприятиях;
- стоит задуматься о командных видах деятельности, привлечении учеников к участию в проектах;
- ИКТ на уроке используется чаще всего как средство наглядности, не реализуя всего своего потенциала. Не достаточно привлекаются сами учащиеся к работе с ИКТ.
- мне до сих пор не удалось найти ту грань, в которой безболезненно пересекались бы мои взгляды на воспитание ребёнка и требования к моей профессиональной деятельности со стороны системы образования.
А теперь о том, что мне удалось и за что я ставлю себе плюс:
- по сравнению с 2008\09 учебным годом я стала намного более активна, как в школьной, так и во внешкольной работе;
- я открыла для себя Интернет с новой стороны: как средство профессионального роста;
- моё представление о том, как можно использовать ИКТ на уроке иностранного языка стало более конкретным и определённым;
- благодаря приобретённому за последнее время опыту я стала ощущать себя современным человеком, т.е. личностью, ориентированной на будущее.
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Я убеждена, что мы живём здесь и сейчас. Я не знаю, что произойдёт с каждым из нас в следующую секунду. Поэтому для меня результат какой-либо деятельности не является самоцелью. Мне намного более интересна сама деятельность. Конечно, она имеет смысл, только если она целенаправленна. И в этой самой деятельности проходит человеческая жизнь. От неё во многом зависит, насколько мы успешны и счастливы. В конечном итоге мне хочется так жить и работать самой и научить этому своих учеников.
...Я двигаюсь дальше..
2010-2011 уч.г.
Мне не удалось:
- в силу объективных причин довести до логического завершения работу по выбранной мной научно-методической проблеме, изучение которой приостановилось на этапе теоретическом;
- в достаточной степени вовлечь во внеурочную деятельность по немецкому языку ряд учащихся, проявляющих склонность к изучению языков;
- поделиться с коллегами полученными на курсах повышения квалификации и в ходе конкурсов знаниями и опытом.
- смогла пересмотреть всё то, что делаю и достаточно чётко сформулировать свои профессиональные принципы и концепцию (в связи с этим обнаружилось, что темы научно-методической работы, которые я для себя выбирала, были не совсем "моими");
- неудача на городском этапе конкурса "Учитель Года" стала стимулом к дальнейшему развитию;
- в работе НОУ по немецкому языку были задействованы более 50% моих учащихся старших классов;
- образовательный блог, созданный в рамках семинара на "Открытом классе" начал свою жизнь, оказал огромную помощь в организации дистанционного обучения, а так же средства консультации (таким образом, удалось решить одну из проблем, возникших в прошлом году);
- мои учащиеся были самым активным образом вовлечены во внеурочную деятельность школы по иностранным языкам (праздники, олимпиады, конференции, викторины, конкурсы и.т.д)
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. В своём продвижении я дошла до той точки, когда переосмысливаешь и переоцениваешь всё сделанное ранее. Этот момент переживается мной достаточно болезненно.
...Надеюсь, что после этого перелома я продолжу движение в верном направлении...
2011-2012 уч.г.
Говорить о том, что мне удалось, а чему можно порадоваться, пока преждевременно. Первый год работы в вальдорфской школе оказался тем временем, когда я пыталась понять, что же это за мир такой, мир вальдорфской педагогики. Мои размышления на эту тему на сайте "Учительской газеты":
2012-2013 уч.г.
Мне не удалось:
- достучаться до семиклассников. Немецкий язык так и остался для них чужим. За-граничным. Хотя нельзя отрицать, что к концу года уроки немецкого языка в этом классе стали более живыми. Во многом благодаря тому, что я избавилась от страха при необходимости переключаться на русскую речь;
- в полной мере использовать на уроках в 5 классе потенциал древнегреческих мифов, и не получилось вообще приблизиться к теме Средневековья на уроках в 6-м;
- добиться "идеальности" в выступлениях учеников на фестивалях учебных достижений;
- сделать так, чтобы книги, которые ведут мои ученики, превратились в их учебники.
Я рада тому, что:
- ученики 6-го класса делают пока робкие попытки высказываться на немецком языке;
- ученики 5-го класса с интересом слушают немецкие тексты и хорошо угадывают (понимают?) их содержание;
- моя первая попытка театрализации оказалась достаточно удачной. По крайней мере все ученики 4-го класса сказали, что работа над спектаклем доставила им удовольствие;
- результат Беловой Саши на ЕГЭ (82 балла) развеял мои последние сомнения в эффективности вальдорфской методики изучения иностранных языков.
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Ощущаю изменения в себе и вокруг себя. Рада тому, что двигаюсь именно в этом направлении.
Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о требованиях ФГОС по иностранным языкам.
2013-2014 уч.г.
Мне не удалось:
- понять, почему четвероклассники не могут хорошо выучить текст спектакля (неудачный выбор материала и неправильный подход к его отработке?);
- приблизиться к теме Средневековья в 6 классе (снова?!?), обратиться к теме мифологии в 5 классе. Складывается впечатление, что в стремлении к явному (измеримому) результату, лишаю детей живых образов, необходимых им для полноценного развития.
- достучаться до всех учеников. В каждом классе всё ещё есть те, для кого немецкий язык непосилен.
Я рада тому, что:
- постепенно овладеваю искусством отходить от плана урока в зависимости от конкретной ситуации в классе. Становлюсь смелее;
- становлюсь смелее в выборе приёмов преподавания;
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Период эйфории прошёл. Появляются сомнения, многое хочется проверить.
Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о развивающем потенциале немецкого языка.
2014-2015 уч.г.
Мне не удалось:
- решиться на театральную постановку; снова городской театральный конкурс на иностранных языках прошёл мимо нас;
- вывести 8 класс на уровень коммуникации. Теоретический, письменный немецкий в этом классе процветает.
Я рада тому, что:
- пошла за инициативой шестиклассников, и мы написали с ними книгу на немецком языке;
- пересмотрела программу для нынешнего 7-го класса. Вместо того, чтобы добиваться целей, которые им не по плечу, позволила им развиваться в языке на соответствующем им уровне;
- выступления на фестивалях стали более отработанными. За них не стыдно.
- немецкий язык в школе живёт.
Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о детях и любви к книге.
2015-2016 уч.г.
Мой учительский портрет на Deutsche Welle