Моя рефлексия

А теперь, наверное, главный компонент портфолио - то, ради чего всё затевалось. Попытка взглянуть на свою работу "извне", по возможности объективно. Попытка оценить свою работу.

2009-2010 уч.г.
Начну с минусов и недоработок, которые бросились в глаза:
- тема научно-методической работы находит своё отражение только в ходе уроков, но никак не перекликается с моей внеурочной деятельностью (участие в семинарах, конкурсах, конференциях). Возможно, имеет смысл рассмотреть проблему здоровьесбережения с точки зрения использования ИКТ на уроке;
- проблема "межкультурной коммуникации" нашла отражение в моей работе лишь эпизодически; хотелось бы более планомерного её рассмотрения и раскрытия в учебно-воспитательном процессе;
- я как учитель намного более активна, чем мои ученики. Следует чаще привлекать их к участию не только в школьных, н и во внешкольных мероприятиях;
- стоит задуматься о командных видах деятельности, привлечении учеников к участию в проектах;
- ИКТ на уроке используется чаще всего как средство наглядности, не реализуя всего своего потенциала. Не достаточно привлекаются сами учащиеся к работе с ИКТ.
- мне до сих пор не удалось найти ту грань, в которой безболезненно пересекались бы мои взгляды на воспитание ребёнка и требования к моей профессиональной деятельности со стороны системы образования.

А теперь о том, что мне удалось и за что я ставлю себе плюс:
- по сравнению с 2008\09 учебным годом я стала намного более активна, как в школьной, так и во внешкольной работе;
- я открыла для себя Интернет с новой стороны: как средство профессионального роста;
- моё представление о том, как можно использовать ИКТ на уроке иностранного языка стало более конкретным и определённым;
- благодаря приобретённому за последнее время опыту я стала ощущать себя современным человеком, т.е. личностью, ориентированной на будущее.

Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Я убеждена, что мы живём здесь и сейчас. Я не знаю, что произойдёт с каждым из нас в следующую секунду. Поэтому для меня результат какой-либо деятельности не является самоцелью. Мне намного более интересна сама деятельность. Конечно, она имеет смысл, только если она целенаправленна. И в этой самой деятельности проходит человеческая жизнь. От неё во многом зависит, насколько мы успешны и счастливы. В конечном итоге мне хочется так жить и работать самой и научить этому своих учеников.
...Я двигаюсь дальше..
2010-2011 уч.г.
Мне не удалось:
  •  в силу объективных причин довести до логического завершения работу по выбранной мной научно-методической проблеме, изучение которой приостановилось на этапе теоретическом;
  • в достаточной степени вовлечь во внеурочную деятельность по немецкому языку ряд учащихся, проявляющих склонность к изучению языков;
  • поделиться с коллегами полученными на курсах повышения квалификации и в ходе конкурсов знаниями и опытом.
Я рада тому, что:
  •  смогла пересмотреть всё то, что делаю и достаточно чётко сформулировать свои профессиональные принципы и концепцию (в связи с этим обнаружилось, что темы научно-методической работы, которые я для себя выбирала, были не совсем "моими");
  • неудача на городском этапе конкурса "Учитель Года" стала стимулом к дальнейшему развитию;
  • в работе НОУ по немецкому языку были задействованы более 50% моих учащихся старших классов;
  • образовательный блог, созданный в рамках семинара на "Открытом классе" начал свою жизнь, оказал огромную помощь в организации дистанционного обучения, а так же средства консультации (таким образом, удалось решить одну из проблем, возникших в прошлом году);
  • мои учащиеся были самым активным образом вовлечены во внеурочную деятельность школы  по иностранным языкам (праздники, олимпиады, конференции, викторины, конкурсы и.т.д)
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. В своём продвижении я дошла до той точки, когда переосмысливаешь и переоцениваешь всё сделанное ранее. Этот момент переживается мной достаточно болезненно.

...Надеюсь, что после этого перелома я продолжу движение в верном направлении... 
    2011-2012 уч.г.
    Говорить о том, что мне удалось, а чему можно порадоваться, пока преждевременно. Первый год работы в вальдорфской школе оказался тем временем, когда я пыталась понять, что же это за мир такой, мир вальдорфской педагогики. Мои размышления на эту тему на сайте "Учительской газеты":
    2012-2013 уч.г.
    
    
    
Мне не удалось:
  • достучаться до семиклассников. Немецкий язык так и остался для них чужим. За-граничным. Хотя нельзя отрицать, что к концу года уроки немецкого языка в этом классе стали более живыми. Во многом благодаря тому, что я избавилась от страха при необходимости переключаться на русскую речь;
  • в полной мере использовать на уроках в 5 классе потенциал древнегреческих мифов, и не получилось вообще приблизиться к теме Средневековья на уроках в 6-м;
  • добиться "идеальности" в выступлениях учеников на фестивалях учебных достижений;
  • сделать так, чтобы книги, которые ведут мои ученики, превратились в их учебники.  
Я рада тому, что:
  • ученики 6-го класса делают пока робкие попытки высказываться на немецком языке;
  • ученики 5-го класса с интересом слушают немецкие тексты и хорошо угадывают (понимают?) их содержание;
  • моя первая попытка театрализации оказалась достаточно удачной. По крайней мере все ученики 4-го класса сказали, что работа над спектаклем доставила им удовольствие;
  • результат Беловой Саши на ЕГЭ (82 балла) развеял мои последние сомнения в эффективности вальдорфской методики изучения иностранных языков.
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Ощущаю изменения в себе и вокруг себя. Рада тому, что двигаюсь именно в этом направлении.

Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о требованиях ФГОС по иностранным языкам. 


2013-2014 уч.г.

Мне не удалось:
  • понять, почему четвероклассники не могут хорошо выучить текст спектакля (неудачный выбор материала и неправильный подход к его отработке?);
  • приблизиться к теме Средневековья в 6 классе (снова?!?), обратиться к теме мифологии в 5 классе. Складывается впечатление, что в стремлении к явному (измеримому) результату, лишаю детей живых образов, необходимых им для полноценного развития.
  • достучаться до всех учеников. В каждом классе всё ещё есть те, для кого немецкий язык непосилен.
Я рада тому, что:
  •   постепенно овладеваю искусством отходить от плана урока в зависимости от конкретной ситуации в классе. Становлюсь смелее;
    • становлюсь смелее в выборе приёмов преподавания; 
    Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Период эйфории прошёл. Появляются сомнения, многое хочется проверить. 

Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о развивающем потенциале немецкого языка.
2014-2015 уч.г.

Мне не удалось:
  •  решиться на театральную постановку; снова городской театральный конкурс на иностранных языках прошёл мимо нас;
  • вывести 8 класс на уровень коммуникации. Теоретический, письменный немецкий в этом классе процветает.
Я рада тому, что:
  • пошла за инициативой шестиклассников, и мы написали с ними книгу на немецком языке;
  • пересмотрела программу для нынешнего 7-го класса. Вместо того, чтобы добиваться целей, которые им не по плечу, позволила им развиваться в языке на соответствующем им уровне;
  • выступления на фестивалях стали более отработанными. За них не стыдно.
  • немецкий язык в школе живёт.
Ни хорошо - ни плохо, но это просто факт. Сомнения прошлого года не рассеялись. Всё чаще задаюсь вопросом: что делаем не так? почему при столь активных учителях столь инфантильные ученики?  так ли плохо самолюбие, если оно здоровое? как его развивать? что дают занятия немецким языком детям, которым сам язык никогда не пригодится?
Публикация в онлайн-версии "Учительской газеты" о детях и любви к книге.

2015-2016 уч.г.
Мой учительский портрет на Deutsche Welle